...
Забавно, как люди в серьез считают, что в их проблемах виновата страна. У меня вроде такие реплики тоже прорываются порой. Когда конкретные моменты вызывают горечь. Но в основном я так не думаю. Проблемы есть в любой стране, а причина большинства моих бед — мой собственный характер и необдуманные как следует поступки. Еще забавнее, когда обвиняют в плохой жизни год и считают, что как только число в календаре изменится — жизнь тоже изменится. Откуда у взрослых людей берется это желание переложить отвтественность на абстрактные понятия и обрести надежду на ровном месте?
Действительно, обвинения в адрес общества порой напоминают учение о наступлении царства Антихриста, в котором праведники страдают больше других. Но с другой стороны, как подчёркивал Ницше, в нашей склонности искать причины в себе и винить самих себя также проявляются следы христианского учения о грехе.
Мне кажется, самообвинение появилось раньше христианства.
Возможно. Но христианство — это самый наглядный пример. Например, христианская практка исповеди существенно отличалась от всего, что существовало ранее.
Но ведь действенно — выговоришься и отпускает. Хотя платить психологам за то же самое — как-то более честно для обоих сторон.
Одно дело — просто выговориться, но совсем другое — постоянно следить за собой, за поступками, мыслями, искушениями, скрытыми уголками души, куда может проникнуть бес. Чтобы потом признаваться и каяться.
Кстати, по поводу «выговориться». Психоанализ, а точнее прославленный Фрейдом метод «свободной ассоциации» появился благодаря женщине, которая обнаружила, что возможность выговориться приносила облегчение её симптомов. Она называла это «talking cure». Это уже потом Фрейд сделал вывод, что пациенты скрывают правду от врача и от самих себе, и потому их высказывания нуждаются в толковании в соответствии с теорией.