о нетерпимости

Есть такое прекрасное понятие — толерантность. И его в нашей стране очень не любят. Во всяком случае большая часть населения. Не слишком утруждающая себя мыслительным процессом в общем смысле. Эти люди могут быть из самых разных слоев общества, могут не плохо улаживать свои дела, но думать о мире в целом они не любят. Все мы понимаем, из чего состоит точка зрения, если не анализировать входящие данные. Первое заявление принимают на веру, а все отличающиеся отвергают без раздумий. «Человека легче обмануть, чем доказать, что он был обманут.» (с)

Но в целом сама концепция толерантности вполне в духе развитой цивилизации. Она гармонично сочетается с другими общепринятыми нормами морали. Например таких, как безусловная ценность жизни человека и право на свободу слова. Так же она вызвана объективными причинами, которых не было у наших предков. Смешение народов было всегда, но легкость перемещения, когда за сутки ты можешь оказаться на другом конце планеты — это недавнее достижение. А такого количества людей, какое сейчас населяет Землю, тоже никогда прежде не случалось. Закономерно, что с увеличением населения и его мобильностью — возникла потребность к терпимости. Самым простым решением назревающих конфликтов стало бы однотипное мышление для всех землян. Но это снизит шансы выживаемости в случае глобальных катастроф. Чем больше вариантов поведения, тем больше шансов на выживание вида. И потому наше сознание и подсознание будут отчаянно сопротивляться изменениям в таком направлении. 

Толерантность практически безвредный инструмент. Конечно, любую идею можно довести до абсурда, но это не повод их все отбраковывать. 

При всем этом у меня возникают проблемы с принятием некоторых групп, как равных мне. (И это учитывая, что я себя частенько считаю ниже плинтуса, такой вот парадокс). Сейчас таких осознаваемых багов — два. Может есть и еще, но я их не замечаю пока. И отношение у этим двум группам разное.

Я тут буду рассуждать на околопсихологические темы, о которым имею весьма посредственно понимание. И текст лишь попытка разобраться с собой. Так что не стоит воспринимать это слишком всерьез. Понятно, что мои рассуждения могут содержать в себе ошибки, ибо я не специалист, я просто копаюсь в своих поломках.

***

Первая проблема — расовая нетерпимость. В основном это восприятие темнокожих как менее презентабельных людей. Началось это еще с детства. Сплелись два фактора. Чисто эстетически европеоидная внешность мне нравится больше. А особенно — скандинавский тип. А негроидный — меньше всех прочих. При этом наблюдалось восприятие тех же татар, которых в Крыму много — как чужеродных, опасных и неприятных личностей. Все эти реакции объяснимы с точки зрения среды обитания (мало иностранцев), отличающегося и непонятного поведения (те же татары агрессивны в обществе), и с точки зрения истории и биологии. Чужеродные эллементы много тысячелетий воспринимались как опасность, враги. Племена, а потом государства, воевали между собой. Побежденных брали в плен и использовали как рабов, часто просто уничтожали всех проигравших. Но для людей с развитым сознанием эти причины должны бы давно стать неактуальными. Однако восприятие через призму свой-чужой остается. 

Что касается негров — значительную роль в их недооценке вызывает вся эта эпопея с Америкой и рабством. А так же нищенское существование Африканцев в наши дни. Их культура изначально выглядит беднее, уровень знаний в целом ниже. Те, кто несколько поколений прожил в более развитых странах и ассимилировался вроде как ничем не уступает в плане интеллекта и приспосабливаемости. Да и что рабы прошлых веков, что нынешние жители жарких слаборазвитых стран — эмоционально такие же люди. Но чтобы осознавать и учитывать это — приходится делать усилие над собой. 

Еще я прекрасно понимаю, почему так привлекательна была тысячилетиями идея рабства. А делать рабами на столько не похожих на себя людей — гораздо проще. Их можно воспринимать как другой вид. Тогда проще верить, что их положение справделиво. Что собственное поведение — не жестокость и дикость. 

Может, большую роль тут сыграло то, что для меня в основном темнокожие — это абстрактность. Они — персонажи книг и фильмов, картинки на экране. Я никого из них не знаю близко. И негры для меня ближе к каким-то зеленым человечкам из видеоигр про далекое будущее, чем к реальным людям, здесь и сейчас.

Я осознаю, что темнокожие люди обладают схожим сознанием, самоощущением, эмоциями… Но где-то в глубине все еще живет это десткое ощущение, что мне к счастью повезло родится среди белых.

***

Вторая проблема — конфликт неверия и веры. Я атеист. Еще год назад я почти верила в Бога. Как и многие в наше время, не в того Бога, иконки которого висят на стенах церкви и на приборных панелях авто. Я почитала кое-что о разных религиях, пообщалась со священниками и с сектантами. Это небольшое исследование и отвратило меня от религии, при этом вера осталась. Мне казалось, что есть некий создатель, который способен слышать молитвы и помогать в трудных ситуациях. В детстве верила гораздо сильнее, но со временем это чувство слабело. Сказки медленно меня отпускали. Чем старше я становилась, тем больше во мне было склонности к агностицизму. Я понимала, что могу ошибаться, Бога может не существовать в природе, но пока я верю в него и общение с этим то ли существующим, то ли нет (как кот Шредингера) Богом помогает мне — вера мне полезна. И никого не касается вообще, во что я верю. Я молилась после конфликтов, чтоб успокоится, перед походом к стоматологу, когда готовилась к экзаменам и когда что-то у меня сильно болело. Эффект плацебо работал. Даже когда я осознавала, что пилюля может быть пустышкой. И я была вполне довольна своим мировоззрением. Но вот за последний год я резко поняла, что теория существования Бога не состоятельна. Думаю, тут сыграло роль вникание во многие научные теории, о которых я прежде слышала, но не думала. Я просто поняла, что создание таких как мы не имеет смысла, если оставить такой проект на самотек. И сущестование Бога, который ничего не делает равноценно тому, что его и вовсе нет, потому верить в него нет никакого смысла. Верить во что-то простое всегда проще чем изучать что-то сложное. В этом и причина такой популярности религии. Но в общем-то суть не в этом.

Когда я верила сама, мне казалось справедливым, что другие люди могут верить во что-то другое. Сейчас же меня ужасно раздражает, когда люди приплетают Бога и религию ко всем сферам жизни и ко всем спорам. Не знаю, почему раньше меня это не бесило. Ведь даже если бы Бог существовал, его образ на столько великий, монументальный, что вникать в какие-то мелкие дрязги людей он едва ли стал бы. Не тот уровень. И как раз то, что люди не понимают этого — меня поражает. Для сравнения — тема обоссаных Обамой подъездов в России — как раз тот масштаб. 

Девушка поцеловалась с мужчиной — Бог накажет. Клонировать людей нельзя — живые существа может только Бог создавать. Аборты делать непозволительно, в аду будешь гореть. Геи? Бог вас создал не для того, чтоб в жопу долбились. Одеваешься откровенно? Ярко красишься? Коротко стрижешься, при том что женщина? Патлы отростил, при том что с членом? Делаешь пластику? Смотришь порно? Заводишь детей из пробирки? Разводишься? Дружишь с неформалами? Слушаешь рок? Богу это не понравится.

Честно говоря, сейчас я не могу вспомнить конкретные случаи, когда резко возникало это ощущение абсурдности приплетения создателя к обсуждению вполне насущных вопросов. На столько удивительны и неправдоподобны были аргументы. А ведь хотелось наглядно показать.

Ну вот из последнего, тетка заболела, но все равно собиралась на поминальный день под дождем ехать на кладбище, потому что положено так поминать родственников. И ей действительно было плохо. И не хотелось никуда. И опасно было промокнуть в таком состоянии. Хотя концепция милосердного Бога и подразумевает делать скидки болеющим, им даже пост можно не соблюдать.

Или вот заметка:

«В Воронеже отменили фестиваль красок из-за обращения православного активиста.

Организаторы фестиваля ColorFest сообщили, что причина, по которой праздник отменили в Воронеже в этом году — обращение липецкого православного активиста Дмитрия Адоньева в мэрию.

Причиной этого организаторы фестиваля назвают письмо от православного активиста — члена миссионерской коллегии Липецкой епархии Дмитрия Адоньева, которое поступило в мэрию Воронежа. В нем Адоньев просит запретить этот «сектантский» праздник. 

В письме к мэру Адоньев говорит, что фестиваль красок «по сути своей является индийским релириозным сектантским праздником, и продвигается в России сектой Общество сознания Кришны». Это «культ поклонения демонице Холике, когда её сжигали на костре и обсыпались пеплом». Также активист утверждает, что краска в виде муки, которой участники фестиваля обсыпают друг друга, опасна и может сдетонировать и взорваться.»

Мне как-то не особо нравится идея засрать свою одежду красками. Ну так я бы и не пошла на такой фестиваль. Это не повод его запрещать. А приплетать сюда Богов и демонов? Ну извините, это попахивает скорее троллингом, чем религиозностью.

В общем, поминание своего Бога как аргумента для других людей — мне кажется проявлением костности ума. И вроде как я должна с этим чувством бороться, потому что верующих людей много. Среди них есть и вполне хорошие люди. Но пока раздражение слишком велико, и силы воли хватает только на то, чтоб не высказывать им в лицо, как нелепы их умозаключения.

Убеждать кого-то в несостоятельности религии я не считаю нужным. Во всяком случае, это не подходящее лично для меня дело. Если другим удастся это продвигать, молодцы. Я могу пытаться убедить в том, что астрология, экстросенсорика или приметы — это самообман. Но у религии слишком глубокие корни. И вера не так плоха сама по себе. Она может быть полезна для определенного типа людей. Но у неё весьма неприятные побочные эффекты, которые затрагивают не только самого верующего, но и все его окружение, если он не фильтрует мысли и речь.

Вот такие у меня проявления нетерпимости. Можете рассказать о своих, если тема интересна.

Обсудить у себя 3
Комментарии (6)

разрешите вопрос
а заполненность расстрельных подвалов чёрного списка может являтся неким показателем любви к толерантности, свободе слова и всякое такое?
пасиба!)

Использование черного списка по назначению — элементарные правила гигиены в интернете. У меня есть возможность чистить свой блог от троллятины и провокаторов, и я это делаю. Других заставить мыть руки я не могу, но свои — мою и с удовольствием. Считаю, что и остальным следовало бы придерживаться такой политики.

Толерантность же не означает, что те кто ей подвержен — позволят срать себе на голову.

А вас, как очередного владельца пустого блога, пустого аватара, который еще и интересуется содержанием черного списка у других пользователей ресурса, несомненно стоит добавить туда же. 

Вторую проблему я очень понимаю...

А у тебя и в фильмах афроамериканцы создают такое впечатление?

В последнее время все реже, но бывают отголоски. Но мне часто не нравится их внешность. А еще очень раздражает, когда героев, которые по канону белые — играют другие расы. Но и если тех, кто должен быть негром или азиатом играют белые, это тоже вызывают недоумение. Вместо того, чтобы вникать в сюжет, отвлекаюсь на эти мысли.

Вопрос веры — это вообще больная тема. Особенно не могу понять, как родители решаются на членовредительство своих чад во имя своего бога. По-другому я просто этого не могу назвать (обрезание у мальчиков и половых губ у девочек, возможно еще что-то найдется если хорошо поискать). Обрезание у мальчиков могу понять, если есть медицинские причины.

Я просто как мать не могу понять, как афроамериканки, живущие некогда в Африке и прошедшие весь ужас обрезания в юном возрасте могут подвергать тому же своих девочек, проживая уже где-нибудь в Европе. Они берут в охапку своих детей и едут в Африку, чтобы провести этот страшный ритуал. 

Ну, веришь ты, так и верь себе дальше. Видишь необходимость что-то отрезать, так отрезай себе, а не этому маленькому человеку, который не успел еще сделать своего выбора.

Не случайно понятие терпимости возникло на Западе именно в связи с религией, а точнее как одна из христианских добродетелей и как политический принцип. Чтобы избежать дальнейших войн между католиками и протестантами.

Что касается Бога, то с психологической точки зрения его можно рассматривать как архетип, как символ высшей или абсолютной власти, а также абсолютного блага. Если верно, что человек является «политическим животным» (Аристотель), то также верно, что в своей политике люди всегда будут апеллировать к вещам, которые они считают священными. Однако манихейство оставляет для терпимости довольно мало места.

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутка инстаграм
Теги
ад алиса андрей афоризм болезнь борджиа боспорские агоны брат ведьма видео в интернете кто-то не прав! внезапно! война с собой вопрос ганнибал детройт друг дружба дэмиен дэни живые тексты жизнь заметка запрос в космос зерг зэ энд игра игра престолов икеа йо кинг кино книга книжный клуб конкурс концерт кошка кошмар крым кьяр лёд ложь лучше звоните солу любовь мама медведь менталист мечта мировоззрение моё мой личный мастер музыка мысли мысль не забыть немного веры в чудеса не моё не понимаю несчастье ничего нового новые монстрики ноттерра обман одиночество о еде оридж орион отвращение отзыв песня пиздец пиздец подкрался незаметно пикник питер план планы покупка предательство работа реаль но рец рецензия рисунки рукожоп самокопалка секс сериал сказка на ночь сладкое королевство смерть сон сопли сочи спорт стих стихи страх страшилка счастье теория тоска тупость убейтеменяктонибудь ужоснах фанфик фея фото хэйт цветы чезаре чужое шадоуран
все 74 Мои друзья