Впечатления от 451°f
Только что закончила ознакомление с миром книги «451°f». Ждала я от этого произведения очень многого, ведь оно одно из самых популярных и обсуждаемых в мире. А при таких ожиданиях редко реальность совпадает с надеждами. Сейчас я пытаюсь себя убедить, что книга не так и плоха.
Быт людей описан оригинально, и если убрать некоторую утрированность, такой путь развития общества вполне вероятен. Драматизм только к чему — не совсем понятно. И возведение в культ книги. Мысли, общение, рассуждения, философия, глубина жизни и полнота чувств возможны и существуют в отрыве от литературы. Если не делать такой акцент именно на литературе, искуственность и притворный позитив, стремление к образу жизнерадостного и успешного человека — и правда с моей точки зрения проблема. И интересно следить за рассуждениями автора о том, что может произойти, если довести эту тенденцию до абсурдного абсолюта.
Главный герой мне совершенно не понравился. Наверное, он слишком похож на работников сферы охраны порядка, с которыми мне приходилось сталкиваться в реальности. Которые, на мой взгляд, ничего из себя не представляют, не пытаются работать, тянут лямку, но считают себя умнее всех и сильнее, а следовательно мимоходом на постоянной основе принижают других людей. Монтег и будучи примерным сотрудником относился к людям с высока, как и многие в его профессии. И осознав, что творил все это время херню — не стал лучше. Он никому не пытался помочь. Он пытался продавить, использовать, поистерить в волю. Заставлял жену читать он не из желания добра ей, а чтоб было с кем поговорить. Издевался над ее подругами. Притащился к Фаберу, рискуя его жизнью. Да и вернуть миру чтение он собирался не из любви к кому-то, а просто потому что так решил, ему же виднее что людям нужно.
И я не говорю, что протагонист всегда должен быть героичным, благородным и т.п. Хотя так и легче ему сопереживать. Но Монтега выставляют героем. И автор, в своем восторженном преподнесении его поступков, мыслей, реплик, и сам мир книги устами персонажей — Фабера, Питти, его новых друзей и соратников-интеллигентов в конце книги.
Сама идея героя пожарника, который обратился против системы — прекрасна, но хотелось бы увидеть ее более яркое воплощение. Да и сама профессия, ставшая антиподом себя — это круто. Но, пожалуй, на этом все плюсы и кончились.
Супруга Монтега и отношения этих двоих — печальны. Действительно печальны. Впрочем, такие браки бывали в любые времена. Антиутопия не нужна, чтобы двое несчастных совершенно чужих людей заперли себя в одной клетке на долгие годы. Но еще печальнее, что нам предлагают воспринимать за образец морали того, кто так и не перерос такой тип отношений.
Кларисса меня ничем не впечатлила. Но я просто не особенно люблю такой типаж персонажей, которыми восхищаются лишь потому, что они восторженные, живые и чудаковатые. Эсмиральда мне не понравилась по той же причине. Я не увидела в Клариссе ни ума, ни романтики. Хотя понятно, что для Монтега она могла стать ярким пятном на сером фоне из-за того, что вела себя неадекватно существующим нормам приличия.
Не совсем понятна тема с войной. Почему атака одного города позволила отщепенцам вернуть все, как было. Ведь этот город не единственный?
Читая эту книгу я все вспоминала невероятно атмосферный фильм «Эквилибриум», явно вдохновленный историей Бредберри. Выкристолизованная до идеала завязка. И невольно сравнивала с другой антиутопией. «1984» в своей первой части заворожила меня описанием внутренней политики и тотальной слежки за средним классом, тем как это воспринимаетя изнутри, а во всторой пермолола мои внутренности в мясо неожиданным поворотом повествования. Совсем другой уровень сопричастности, хотя и там герой не был ни святошей, ни избранным.
В целом… Есть в этой книге интересные идеи и взгляд. А вот возведение ее до культового значения как раз и портит все.
Вспомнилась еще забавная деталь, в развлекательном шоу, которое потребляла Милли, была фишка — они заменяли обращение к зрителю на имя пользователя, подстравивали даже движение губ диктора, чтобы выглядело, будто он именно с тобой говорит. Специально, чтобы человек не ощущал себя одиноким. Как по мне — очень интересная идея.
А сейчас напишу, от чего я бомбанула. Так что до сих пор полыхает.
Вот этот отрывок:
— Как ваши дети, миссис Фелпс? — спросил Монтэг.
— Вы прекрасно знаете, что у меня нет детей! Да и кто в наше время, будучи в здравом уме, захочет иметь детей? — воскликнула миссис Фелпс, не понимая, почему так раздражает ее этот человек.
— Нет, тут я с вами не согласна, — промолвила миссис Бауэлс — У меня двое. Мне, разумеется, оба раза делали кесарево сечение. Не терпеть же мне родовые муки из-за какого-то там ребенка. Но, с другой стороны, люди должны размножаться. Мы обязаны продолжать человеческий род. Кроме того, дети иногда бывают похожи на родителей, а это очень забавно. Ну что ж, два кесаревых сечения — и проблема решена. Да, сэр. Мой врач говорил: кесарево не обязательно, вы нормально сложены, можете рожать, но я настояла.
— И все-таки дети — это ужасная обуза. Вы просто сумасшедшая, что вздумали их заводить! — воскликнула миссис Фелпс.
— Да нет, не так уж плохо. Девять дней из десяти они проводят в школе. Мне с ними приходится бывать только три дня в месяц, когда они дома. Но и это ничего. Я их загоняю в гостиную, включаю стены и все. Как при стирке белья. Вы закладываете белье в машину и захлопываете крышку. — Миссис Бауэлс хихикнула. — А нежностей у нас никаких не полагается. Им и в голову не приходит меня поцеловать. Скорее уж дадут пинка. Слава богу, я еще могу ответ.ить им тем же.
Женщины громко расхохотались.
И чуть погодя — реакция главного героя на эти разговоры.
— Вы слышали их? Слышали, что эти чудовища лопотали тут о других таких же чудовищах? Господи! Что только они говорят о людях! О собственных детях, о самих себе, о своих мужьях, о войне!.. Будь они прокляты! Я слушал и не верил своим ушам.
...
— Уходите! — сказал Монтэг тихим голосом, глядя в упор на миссис Бауэлс — Ступайте домой и подумайте о вашем первом муже, с которым вы развелись, о вашем втором муже, разбившемся в реактивной машине, о вашем третьем муже, который скоро тоже размозжит себе голову! Идите домой и подумайте о тех десятках абортов, что вы сделали, о ваших кесаревых сечениях, о ваших детях, которые вас ненавидят! Идите домой и подумайте над тем, как могло все это случиться и что вы сделали, чтобы этого не допустить. Уходите! — уже кричал он. — Уходите, пока я не ударил вас или не вышвырнул за дверь!
Тут уже не только персонаж осуждает какой-то тип поведения, а сам автор. Автор осуждает роды через кесарево. Мне искренне интересно, он сам когда зубы лечил, отказывался от анастезии? Зачем делать наркоз, когда боль можно перетерпеть и не сдохнуть? Это ведь его логика. Про осуждение абортов даже говорить лень.
Мне Эквилибриум понравился больше чем книга) просто распиарили, я тоже ожидала большего.
А про стены сбылось — включили мультики и сиди тихо.
Мне кажется, сейчас наоборот постепенный уход от тв и галдящих ток-шоу. Популярен ютуб с его миллионами личностей, говорящих о своем мнении и видении, и ты выбираешь того, кто тебя сильнее привлекает и завораживает, формируешь собственное видение, высказываешь, отстаиваешь. Эдакая иллюзия, что все мы особенные снежинки.
На счет именно детей и мультиков, не знаю, как-то я мало общаюсь с молодыми родителями.
А теперь прочитай «Этот идеальній день» Айры Левин и «Мы» Замятина. Книги это нечто. А раньше я всех считал ботанами и заучками. Теперь же книги это круто.
Спасибо, добавила в список. Но пока первые на очереди «Благие знамения».