"Мы"
«Мы» Замятина.
Книга влюбила меня. Увы, не содержанием, а формой изложения. Метафоры льются и льются, с первых строк до самого последнего сюжетного поворота. Что касается истории, ее столько раз повторяли с небольшими изменениями, что вся новизна антиутопии, которую излучало произведение в момент своего первого появления на прилавках — истончлась, истрепалась и перестала существовать. Однако книга все еще интересна, и я уверена — не раз к ней вернусь. Вероятно, это самая поэтичная проза, из всех, что попадала мне в руки. Этот текст хочется не читать — а декламировать, громко, размеренно, с выражением. Смаковать выражения, которых обилие на каждой странице, в каждом абзаце. Я поняла, на сколько много цепляющих моментов где-то ближе к серидине, попыталась записывать, чтоб потом показать на примерах, что меня так впечатлило. Но их реально очень много. Хоть всю книгу цитируй.
И мне ужасно нравится главный герой. Он не идеален, он порой тупит и ошибается, но он спец в своем деле, интересен своему окружению и имеет огромный творческий потенциал.
Меня пробрало блаженством от того, как описаны полигамные связи в обществе неслучившегося будущего человечества. Множество жителей этого литературного мира дейстивтельно были счастливы, создавали свои многомерные, многоугольные семьи, уютные, полные теплого общения, понимания, взаимовыручки и наслаждения друг другом.
Наверное, для меня хорошая антиутопия — это мир, внутри которого его обитатели могут считать свое бытие утопией. И тут это очень красиво показано. Родившись и будучи воспитанными в той среде, мы вполне могли бы проникнуться идеалами и целями того общества, в нормах и заповедях есть своя логика. Есть здравое зерно.
Отрицание личности и свободы для нас кажется немыслимым. Внутри меня тоже поднимается бунт при одной попытке представить себя нынешнюю в таком мире или ему подобном. Но те люди стали такими не за один день или год. Поколения социальной эволюции вели к конечной точке сюжета. Она логична и оправдана.
При описании обстоятельств предшествующих событиям книги множество белых пятен, что в целом свойственно жанру. Но новым представителям достается куда больнее от критиков за такие огрехи. Хотя, сейчас пишут больше симбиоз с любовным или подростковым романом, пытаясь привнести что-то новое. И отсекают этим добрый шмат философской подоплеки. Однако чувства и отношения редко способны заменить равноценно утраченный сегмент.
Пожалуй, я жалею, что эта книга не попала мне в руки раньше. Хотя я многократно слышала о ее существовании, но никто особо не хвалил этот текст. Думаю, эту антиутопию стоит прочитать каждому русскоговорящему человеку. Хотя бы ради безупречного стилистического исполнения, абсолютно соответствующего духу главного героя, от имени которого и ведется повествование. Это совершенно особенное удовольствие. Будто нашел очень хорошее стихотворение, и оно щекочет тебе душу. Но стихи довольно таки коротки. А эта книга позволяет насытится лирическими настроениями. Она буквально требует делать паузы, чтобы переварить прочитанное. И я поглощала ее медленно, небольшими сытными кусками.
Приведу тут некоторые особо понравившиеся формулировки мыслей персонажа. Но там настоящая сокровищница! И местами напыщенный слог — не смотрится пафосно и чуждо.
Она в раскрытой чашечке кресла, как пчела. И жало, и мед. (с)
Мы идем — одно миллионноголовое тело, и в каждом из нас — та смиренная радость, какою, вероятно, живут молекулы, атомы, фагоциты. В древнем мире — это понимали христиане, единственные наши (хотя и очень несовершенные) предшественники: смирение — добродетель, а гордыня — порок, и что «МЫ» — от Бога, а «Я» — от диавола.
Вот я — сейчас в ногу со всеми — и все-таки отдельно от всех. Я еще весь дрожу от пережитых волнений, как мост, по которому только что прогрохотал древний железный поезд. Я чувствую себя. Но ведь чувствуют себя, сознают свою индивидуальность — только засоренный глаз, нарывающий палец, больной зуб: здоровый глаз, палец, зуб — их будто и нет. Разве не ясно, что личное сознание — это только болезнь. (с)
Я вдруг услышал, как ветер хлопает о стекло огромными крыльями. (с)
Мелькнул хвостик его улыбки. (с) — и там еще множество других сопряженных с геометрией и векторным восприятием людей и рельности мыслей, очень свежо, уникально, и поражает тем, как линия мышления выдерживается от начала и до конца. А когда в финальном аккорде персонаж меняется — это невозможно не понять по самой структуре его речи.
Под ногами не плоскость! (с) — возглас, когда персонаж впервые оказался за пределами цивилизованной части мира, в месте где нет асфальтированных дорог. Почувствуйте как он поражен!
По вас цифры ползают как вши. (с)
И совершенно поразительное слово — «Юнифа» — сокращение от униформы, которую в мире книги носят все жители единого государства. Но почему-то оно мне напоминает образ римских и греческих тог. Слово звучит самостоятельным, прижившимся, будто сокращение давно перестало существовать и изначальный смысл его забылся, стерся во времени.
Буду рада почитать, что вы думаете о книге и о ее финале.
Я уже давно не испытывала такого удовольствия от чтения!
А что думаешь про I? Изначально она и правда пыталась совратить главного героя, чтоб получить доступ к Интегралу. А в дальнейшем у нее возникли ответные чувства? Или она продолжала продавать свое тело ради идеалов, ничего не ощущая к нему?